Рекомендации родителям по развитию речи в летний период
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Родителям детей, имеющих речевые недостатки, и летом нельзя забывать о своих проблемах. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Если ребенок лето проводит в непосредственной близости с родителями, владеющими приемами логопедического воздействия, то можно снизить интенсивность занятий, но не забывать о них совсем.
Если ребенок уезжает на лето, например, к бабушке, то необходимо бабушку предупредить о ваших проблемах, предоставить материал по закреплению речевых навыков (домашние логопедические тетради, копии выученных стихов, пересказов и т.д.) и убедительно, доходчиво объяснить близким, как важны для ребенка эти упражнения и игры. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь ребенка. Другими словами, формируется привычка правильного произношения, вытесняя привычку дефектного произношения.
В логопедической практике много случаев, когда летний период «отбрасывает» положительные результаты коррекции на несколько шагов назад. После продолжительного отпуска часто ребенок остается с прежними речевыми проблемами. За время отдыха он может потерять сформированные навыки, недостаточно закрепленные.
Следите за произношением детей.
Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков.
Иначе звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу заново. Исправляйте ошибки в произношении слов, особенно слов сложной слоговой структуры
Не забывайте тренировать ребенка в чтении.
Пусть ребенок ежедневно читает Вам слова, предложения, короткие рассказы.
Развивайте навык звукового анализа слов.
Пусть ежедневно проводит звуковой анализ 2-3 слов. (Памятки по звуковому анализу Вы найдете на сайте или в индивидуальной тетради). Развивайте навык звукового и слогового синтеза. Вспомните игру «Что получится?». Что получится, если соединить звуки С.О, К? (Сок). Что получится , если соединить слоги МА, ШИ, НА? (машина). Что получится , если соединить слоги РА, БА, БАН (барабан)?
Следите за грамматикой.
Исправляйте ошибки в употреблении предлогов. Например, «Я пришел со школы» – Я пришел из школы.
исправляйте ошибки в согласовании слов. Например, «У меня нет две конфеты» – У меня нет двух конфет.
неправильный порядок слов в предложении Например, «Мама купила портфель красивый мне». – Мама купила мне красивый портфель.
Развивайте связную речь.
Продолжайте вместе с детьми читать художественные произведения, сказки, детские журналы, пересказывайте короткие сказки, рассказы, сочиняйте свои сказки, рассказы, опираясь на личный опыт ребенка. А в вечернее время беседуйте с ребенком об увиденном и прожитом за день.
Закрепляйте в памяти детей отработанный за год лексикон
Названия месяцев, явлений природы (гроза, туман, ливень и т.д.)
Названия растений (ягод, цветочных растений, деревьев, овощей и фруктов)
Названия животных, диких или домашних животных.
Обогащайте словарный запас детей новыми словами. Этому способствуют:
летние путешествия новые впечатления от поездок в отпуск, походов в лес, выездов на дачу
экскурсии в музеи, выходы в театр, в цирк.
Выполнение всех этих рекомендаций – большой вклад в работу по формированию правильной и красивой речи, залог будущего успешного обучения в школе.
|