Меню сайта

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Группа КОРАБЛИК


Воскресенье, 12.05.2024, 09:36

 

ДИСЛЕКСИЯ- специфическое нарушение чтения у детей с нормальным интеллектом, обусловленное несформированностью или нарушением высших психических функций. Проявляется в повторяющихся ошибках стойкого характера.

ДИСГРАФИЯ - специфическое нарушение письма, связанное с несформированностью или нарушением развития высших психических функций. Проявляется в стойких и повторяющихся ошибках.

Дислексия и дисграфия, к сожалению, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах – в усвоении грамматики родного языка.

Причины  возникновения нарушений 

письма и чтения

v    Наследственность. Часто  оказывается, что родители ребенка, имеющего стойкие нарушения чтения и письма,  в детстве тоже сталкивались с такими проблемами.

v    Несвоевременное формирование процесса латерализации (определение ведущей руки).

v    Двуязычие в семье.

v    Наличие неврологии в статусе ребенка.

v    Огромное значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития является одной из основных причин дисграфии и дислексии. Исходя из этого можно предположить, что дети, имеющие ОНР находятся в группе риска по возникновению этой проблемы.

К таким детям  в школе необходимо проявить особое внимание.  БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ!!! Важно не пропустить появление специфических ошибок при чтении или на письме.

Виды дислексий и дисграфий

         Акустическая дисграфия  связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. 

         Акустическая дислексия проявляется в заменах фонетически близких звуков при чтении.

 В основе артикуляторно-акустической дисграфии и дислексии лежит неправильное произношение ребёнком звуков речи, особенно замена одних звуков другими.

         Дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза выражается в искажении звуко-слоговой структуры слов и нарушении границ между словами. Проявления: пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах, вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.

Меры профилактики

Акустические дислексия и дисграфия

В логопедических группах развитию фонематического слуха отводится особое внимание.

         Сначала дети приучаются дифференцировать резко различающиеся звуки, например, гласные. Затем всё более и более сложные в этом отношении пары. Уточняется артикуляция каждого звука. Опора на зрительные, тактильные ощущения позволяет  компенсировать «слабое» слуховое звено, по крайней мере временно. Карточки – символы звуков не только дают зрительную опору, но превращают занятие в увлекательную игру. Например: Ж – жук, З – комар (жук жужжит со звуком ж, комар звенит со звуком з). При произнесении звука умышленно исключается  зрительное восприятие положения своих губ детьми (закрываем рот листом бумаги, экраном, отворачиваемся от детей и т.п.). Иногда требуется многократное повторение прежде, чем ухо ребёнка «настроится» на «дифференцировочную работу».

          Однако ещё сложнее научить ребёнка «чувствовать» эти звуки в составе слова. Проводятся систематические, постоянно усложняющиеся упражнения:

  «Хлопни в ладоши» (покажи соответствующую картинку – символ, а позднее – букву), если услышишь нужный звук в слове. 

 

Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Нарушение произношения  являюется несомненным предшественником возникновения артикуляторно-акустической дисграфии. Все звуковые замены должны быть устранены до начала обучения грамоте. Соответственно, основной мерой профилактики с данным нарушением является работа над правильным произношением:

1.     Ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики.

2.     Автоматизация поставленных звуков в  слогах, словах, предложениях, текстах и в спонтанной речи.

3.     Развитие фонематического восприятия ребенка в соответствии с рекомендациями  вашего специалиста.

Дисграфия на почве

несформированности  звукого анализа и синтеза

           Обучение письму на русском языке осуществляется по аналитико-синтетическому методу. Поэтому овладевающий грамотой ребёнок ещё до начала записи предложений должен уметь выделять в нём отдельные слова, уловив границы между ними, и определять звуко-слоговой состав каждого слова. Ребёнок, не владеющий анализом речевого потока, вынужден записывать лишь те его фрагменты, которые ему удалось уловить, не всегда сохраняя при этом их порядок. Слова при этом искажаются до полной неузнаваемости.

Работа начинается с того , что дети в ходе практических упражнений, игр знакомятся с понятиями: «звук», «слог», «слово», «предложение».

Упражнения в анализе предложения на :

1.    Составляем предложения по сюжетным картинкам, с определёнными словами.

2.    Определяем количество слов в предложении и их последовательность (работаем со схемами предложения). Распространяем предложения, т. е. добавляем слова.

3.    Составление предложений из слов, данных вразбивку (дети, мяч, в, играли). Работа с деформированными .

Упражнения в слоговом анализе и синтезе слов.

1.     Деление слов на слоги. Отхлопываем слова. Определяем количество слогов в слове и их последовательность. Придумываем слова с определённым количеством слогов. Группируем картинки по количеству слогов в их названиях.

2.     Составляем слова из слогов, данных вразбивку, распутываем «запутанные» слова (мо-са-кат, ток-ло-мо и т.п.).

3.     Образование новых слов путём добавления («наращивания») слогов. Добавляем слог к данному, например «пол», чтобы получились новые слова (пол-ка, пол-ный, Пол-кан, пол-день, пол-ночь, пол-зёт).

4.     Переставляем слоги в слове для получения нового слова (сосна – насос, камыш – мышка, банка – кабан).

5.     Знакомство с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. Слоговой анализ слов, составление схем и подбор слов к схемам.

 

Упражнения в звуковом анализе и синтезе слов.

1.     Узнавание звука на фоне слова (есть ли звук Р в слове роза, шуба, луна?)

2.     Выделение звука из начала и конца слова.

3.     Определение позиции звука в слове (начало, середина, конец).

4.     Определение количества звуков в слове и их последовательности.

5.     Придумывание слов с определённым количеством звуков.

6.     Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произносимых звуков.

7.     Образование новых слов с помощью «наращивания» звуков (рот – крот, пар – парк).

8.     Образование нового слова путём замены в слове первого звука на какой-либо другой (дом – сом, лом, ком, том).

9.     Составление слов из первых звуков названий ряда картинок («Угадай слово», «Составь слово»).

11.    Составление схем слов. Полный звуко-слоговой анализ слов.

Аграмматические дислексии и дисграфии.

         Единственный надёжный путь преодоления аграмматизмов в письме – это преодоление их в устной речи. Работа над формированием грамматического строя речи ведётся в логопедических группах целенаправленно, систематически и настойчиво. Осуществляется и на фронтальных, и на индивидуальных занятиях.

 

     Основные направления преодоления аграмматизмов (в рамках изучения лексических тем): развитие функции словоизменения (образование множественного числа существительных), формирование навыков словообразования (уменьшительно ласкательные суффиксы, приставочные глаголы, притяжательные и относительные прлагательные), уточнение и усложнение структуры предложений (предложно-падежные конструкции).

 

Поиск

Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Друзья сайта
  • НЕПОСЕДЫ
  • КРИРОиПК
  • ТЫРНЕТ - ДЕТСКИЙ ИНТЕРНЕТ
  • МАДОУ № 61 РЕЧЕЦВЕТИК

  • Copyright MyCorp © 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz