АДЕНОИДЫ
И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ
Одной из наиболее частых патологий уха,
горла, носа, ведущей к тяжёлым нарушениям речи у детей являются аденоиды.
Аденоиды
- избыточное
разрастание носоглоточной миндалины,
которое ведёт к затруднённому
носовому дыханию или к полной невозможности дышать носом. Тогда воздух
поступает в полость глотки через рот неочищенный (в
норме очищение
воздуха осуществляют своими движениями
реснички в носовых ходах) и несогретый (в норме воздух согревается, проходя
через носовую полость). Это
влечёт целый ряд
физиологических изменений в организме ребёнка.
В таком случае миндалины глотки не могут
дезинфицировать поступающий в ротовую полость воздух, как это происходит в
норме, а вынуждены, должны очищать его от грубых механических примесей, к чему
они не приспособлены. Поэтому они часто гипертрофируются и превращаются из
органов дезинфекции в рассадник инфекций, открывая путь микробам и вирусам в
органы дыхания (трахею, бронхи, лёгкие), являясь причиной частых ангин,
бронхитов, бронхопневмоний, приводя эти органы в дальнейшем к деструктивным
изменениям.
Надо помнить, что стимулирует работу
дыхательного центра только носовое дыхание.
В складках аденоидов содержится обильная
бактериальная флора (хронический аденоид). Тогда аденоиды служат источником
часто повторяющихся острых воспалений и хронических заболеваний носоглотки
(ринитов, синуситов, отитов, воспалений пазух носа и т д.), что может привести
к стойкому снижению биологического слуха у ребёнка.
В результате затруднения оттока крови и лимфы
от головного мозга, вызванного застойными явлениями в полости носа от
воздействия аденоидов, у детей нередко возникают головные боли. Это воздействие
происходит по типу механического сжатия кровеносных сосудов и нервных путей,
ведущих к мозгу и от него, что нарушает трофику (питание) головного мозга и
затрудняет передачу нервных импульсов по типу их усиления или ослабления
Вынужденные частые короткие вдохи ребёнка
имеющего аденоиды, в связи с обжигающим действием холодного воздуха на глотку
при ротовом дыхании ведут к тому, что мозг ребёнка постоянно находится в
состоянии кислородной недостаточности (в состоянии гипоксии), а это ведёт, в
свою очередь, к астеническому синдрому, синдрому повышенной истощаемости
центральной нервной системы, что
проявляется в гиперактивности или в гипоактивности таких детей. У них
наблюдается повышенная утомляемость и снижение работоспособности, внимания,
памяти, при этом страдают и изменяются все психические процессы.
Лицо ребёнка, страдающего от наличия
аденоидов, имеет свои характерные особенности, так называемое аденоидное лицо:
часто приоткрытый рот (приподнятость верхней губы, различной степени отвисание
нижней челюсти), сглаженность носогубных складок; амимичное выражение лица.
Описанная выше патология физиологического
развития неизбежно влечёт за собой тяжёлые речевые нарушения у детей.
Нарушения физиологического дыхания ведут к
изменениям речевого дыхания. Речевой выдох становится коротким. Фразы, речевое высказывание неожиданно
прерываются необоснованными паузами, большей частью для того, чтобы сделать
дополнительный вдох, в результате чего нарушается паузация, и, как следствие
этого, нарушаются темпо-ритмические характеристики речи, её просодическая
сторона. В дальнейшем это приводит на письме к трудностям определения границ
предложения слова, слога.
У детей с аденоидами наблюдаются нарушения
голоса, основных его характеристик. Голос приобретает сильный носовой оттенок
(так называемая закрытая ринолалия). При закрытой ринолалии носовой резонатор
полностью или частично выключается из процесса голосообразования, и голос
лишается ряда обертонов, не имеет своего тембра, становится глухим, лишается
своей выразительности, интонированности, модулированности, возможности
произносить гласные звуки на мягкой и твёрдой атаках. Это, в свою очередь,
приводит:
а) к нечёткому, частому редуцированному
произнесению гласных звуков, находящихся под ударением, к замене одних гласных
другими ([дама] = [дыма]) и, следовательно, к трудностям выделения гласных на
фоне слова, т.е. к нарушению фонематического анализа;
б) к нарушению соотношения длительности
произнесения согласных и гласных звуков, что тоже затрудняет фонематический
анализ произносимых ребёнком слов, членение слов на слоги в дальнейшем является
причиной дисграфии на почве нарушения фонематического анализа и синтеза;
в) к нарушению произносительной
дифференциации- (из-за сильного носового оттенка
голоса) таких звуков, как л, м-б-п, н-д-т ("мебель"
= "небель", "Мила" = "мина", "мне" =
"не", "Дина" = "Нина", "день" =
"нень", "ладно" = "лано" и т.д.);
г) к нарушению произносительной
дифференциации звонких и глухих согласных звуков (из-за глухости голоса): б-п,
г-к, д-т, ж-ш, з-с, в-ф и их мягких вариантов, как по типу оглушения, так и по
типу их озвончения с преобладающей тенденцией к оглушению, что зависит от
индивидуальной структуры дефекта каждого отдельного ребёнка и что может явиться
причиной акустической дисграфии.
Аденоиды
у детей являются
причиной неразвитости слабости периферического отдела
речевого анализатора
1) слабости нижней челюсти и, как следствии
этого, повышенной саливации (слюнотечения);
2) неразвитости, слабости мышц языка,
особенно его кончика и спинки, что является результатом его малоподвижности,
т.к. с помощью языка ребёнок пытается механически прикрыть вход в ротовую
полость от воздействия холодного воздуха. Это ведёт к нарушению произношения
различных звуков, наиболее частыми из которых являются:
а) межзубное произнесение свистящих и шипящих
звуков, нарушение их произносительной дифференциации.
б) нарушение произношения твёрдых и мягких
согласных, нарушение их произносительной и слуховой дифференциации.
в) нарушение произношения йотированных и
нейотированных гласных, нарушение их произносительной и слуховой
дифференциации.
г) трудности, часто невозможность
артикулирования соноров.
3) неразвитость, вялость верхней губы у детей
с аденоидами ведёт к нарушению произношения звука [в], к замене его другими
звуками, иногда при стечении нескольких согласных к его отсутствию, опусканию
(в том числе предлога "в").
Описанная выше речевая патология, являющаяся
следствием воздействия аденоидов, создают картину тяжёлых речевых нарушений у
дошкольников: стёртой формы дизартрии, нарушения фонематического слуха, а
иногда и общего недоразвития речи.
|